/
ОТКРЫТИЯ




Научная реставрация стенописи южного нефа и юго-западной главы Успенского собора ↓
В 2021-2023 г. проводилась реставрация стенописи южного нефа и юго-западной главы Успенского собора. Леса достигали южной части главного иконостаса, в результате чего появилась возможность демонтировать двадцать девять икон, закрывавших алтарную стену и западную поверхность южного алтарного столба, составляющую часть этой стены.
За иконами Праотеческого яруса на западной грани южного столба открылась фигура Девы Марии, восседающей на троне, из композиции «Благовещение». Парная ей фигура архангела Гавриила находится на северном алтарном столбе.
В том же ярусе, но на южной стороне алтарной стены расположена большая и редко встречающаяся в росписях композиция «Происхождение Честных Древ Животворящего креста». Ранее оба изображения были недоступны для исследования и реставрации (за исключением верхней части второго из них).
Ниже были обнаружены росписи, о существовании которых специалистам не было известно либо сведения были противоречивы.
Полной неожиданностью было открытие сцены «Гостеприимство Авраама», парной к композиции «Явление Аврааму трех ангелов», расположенной на северном столбе в том же регистре. Справа от «Гостеприимства Авраама» расположен редчайший для древнерусского искусства цикл, посвященный Рождеству Христову. Он включает фрагментарно сохранившиеся композиции «Шествие Волхвов», «Шествие на перепись в Вифлеем», собственно «Рождество Христово», «Бегство в Египет». Лучше всего сохранилась еще одна, принадлежащая этому циклу, сцена «Избиение младенцев в Вифлееме». Все сцены регистра находились над древним иконостасом и были видны из основного пространства собора. Вместе с орнаментальными росписями, находящимися ниже и известными ранее по рисунку Д.Н. Чичагова, найденные росписи принадлежат комплексу древнейших фресок Успенского собора к. XV – нач. XVI вв.
На алтарной стене был обнаружен еще один редкий для древнерусских стенописей цикл, но он принадлежит основному слою росписи 1643 года. Цикл посвящен преподобной Марии Египетской и состоит из двух сцен: «Старец Зосима встречает преподобную Марию в пустыне» и «Причащение Марии Египетской». Уникальность цикла в том, что он был задуман и исполнен полуфигурным. Такая особенность скорее всего была определена вытянутым и невысоким участком стены, который возвышался над древним иконостасом, в то время уже дополненным иконами праотцев. Этот иконостас в 1653 году был заменен более высоким, который дошел до нашего времени.

© 1997-2023 ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»